Члены аудиторского сообщества высказали свое профессиональное мнение относительно проекта федерального закона No 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — https://auditor-sro.org/pc/actions/pravlenie_sro_aas_obsud/
Членами СРО ААС были высказаны следующие замечания и предложения.
В качестве единственного обоснования предлагаемого законопроектом повышения финансовых критериев обязательного аудита по выручке с 400 до 800 млн. рублей и по активу баланса с 60 до 400 млн. рублей, согласно пояснительной записке, определена необходимость снижения в отношении субъектов малого предпринимательства финансового и административного обременения.
Определение в качестве цели рассматриваемого изменения необходимости снижения обременения аудируемых лиц (в том числе субъектов малого предпринимательства) никак не соотносится с определением аудита как общественно значимого института.
Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе.
Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер.
Проводящее обязательный аудит юридическое лицо,
по сути, выполняет публичную функцию, поскольку публичный интерес лежит в
основе этого процесса.
Это подтверждается как мировой, так и российской практикой. Так,
Конституционный суд РФ, указал, что официальный характер бухгалтерского учета
предполагает его публичность, а значит, необходимость наличия таких гарантий,
которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность
бухгалтерско-учетной информации, что невозможно без составления и
предоставления бухгалтерской отчетности, а также без соответствующего контроля
и проверки ее ведения. Одной из таких гарантий обеспечения достоверности
официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе
предпринимательской, деятельности является обязательный
аудит.
Таким образом, при определении перечня случаев обязательного аудита, по мнению СРО ААС, следует исходить из необходимости общественной потребности в обязательном аудите, а не из необходимости сокращения обременения лиц, подлежащих аудиту.